Гений – это на 99 процентов труд до изнеможения и на один процент игра воображения. Томас Эдисон
Изучение биографий и патографий гениев всех времен и народов приводит к неумолимому выводу: гениями рождаются. В.П. Эфроимсон
Как-то мы на занятии поспорили, если гены гениальности. И увсех были разные мнения. Хотелось бы побольше узнать об этом. Существуют различные формы трактовки этого вопроса.
Свидетельство близнецов
Исследования показывают, что условия среды, воспитания и образования безусловно влияют на проявление умственных способностей, однако они играют лишь второстепенную роль. В США существует информационный банк данных обо всех однояйцевых близнецах, рождающихся в стране. Из этой армии полностью генетически идентичных пар исследователи выбрали тех близняшек, которые в силу различных обстоятельств были воспитаны в разных условиях в разных семьях и получили разное образование. Затем у каждой такой здравствующей пары с помощью стандартных тестов был определен коэффициент интеллекта. В норме этот показатель колеблется от 100 до 160 условных единиц, поднимаясь до 180–200 у ярко одаренных личностей.
Так вот, разница коэффициентов интеллекта у по-разному воспитывавшихся однояйцевых близнецов оказалась очень маленькой по сравнению даже с обычными, разнояйцевыми близнецами и составляла в среднем всего 6,6 единицы. Показатель сходства у выросших вместе однояйцевых близнецов составлял при этом +0,87 условной единицы, у однояйцевых близнецов, выросших раздельно, он был равен +0,75, а у двуяйцевых близнецов – всего +0,56. У детей – не родственников, но выросших вместе в одной семье, этот показатель был еще меньше – всего +0,24. Эти факты говорят о существенной роли генетической составляющей в определении умственных способностей человека.
Посмотрим на это с другой стороны………………
«Рецепт души: вначале человеческая душа определяется тремя факторами — наследственность, карма, свободный выбор. Как правило, сперва они представлены в следующей пропорции: 25 % наследственность; 25% карма; 50% свободный выбор», Бернард Вербер
Для того, чтобы выявить зависимость интеллектуальных и прочих способностей от наследственности, ученые разрабатывают все более тонкие методы исследований. Например, с помощью опытов на нокаутных мышах, у которых искусственно «выключен» тот или иной ген, пытаются определить, какой участок ДНК ответственен за долговременную память, какой — за агрессию или тревогу. По некоторым данным, работу мозга обеспечивают до 70 % всех генов генома, но сказать с полной ответственностью — да, вот он, ген гениальности или ген агрессии, мы не можем. В ходе экспериментов на нокаутных мышах нередко получаются несовпадающие, противоположные результаты. Поэтому говорить об открытии «генов шизофрении» или «генов гениальности» и других сложных состояний человека трудно. Безусловно, нам многое известно о наследственных патологиях вроде синдрома Дауна или гемофилии, но генетика поведения остается таинственной областью науки. Скорее всего, существуют комплексы генов, которые при определенном стечении обстоятельств контролируют синтез белков, которые, опять же при определенных условиях, способствуют формированию тех или иных способностей. Но для того чтобы они проявились, нужны подходящие условия! Допустим, ген, ответственный за синтез фермента алкогольдегидрогеназы (расщепляет этиловый спирт), мутировал, и у человека появилась склонность к алкоголизму. Дальнейшее зависит уже от самого человека, его свободного выбора и от внешней среды — попадет ли он в дурную компанию, пристрастится к алкогольным вечеринкам или нет.Так что не стоит списывать свои слабости и неудачи исключительно на «дурную наследственность». Влияние генотипа и среды на человека велико, но одно из отличий человека разумного от мышей — он вправе сам управлять своей судьбой.